Пт. Июн 18th, 2021

Песни, слова которых знает и стар и млад. Песни, которые не просто написаны, а выстраданы, где каждая строка отзывается болью воспоминаний в глазах тех, кто приближал этот день, предоставляя возможность ныне живущим ЖИТЬ.

Когда-то мне казалось, что в советскую эру “на ура” шли патриотические песни, им давали “зелёный свет”, по-всякому им способствовали, награждая их авторов званиями и регалиями. Но сие заблуждение моё было лишь до той поры, пока я не занялся изучением истории создания популярных песен военных лет.

В середине 70х годов прошлого столетия, накануне до 30-летия Победы, поэт Владимир Гаврилович Харитонов, уже популярный такими хитами как “Мой адрес — СССР”, “Не плачь девчонка” и т. д. пишет стихи на тему Дня Победы. Первой реакцией по прочтению сих строк было “День Победы – праздник. Нельзя столь невеселые стихи”. В худ. совет приходило много стихов на данную тему и стихи Владимира Гавриловича мало чем выделялись на едином фоне.

Участь иль случай сработали дальше? Кто знает, какая участь была бы уготована этим стихам, если бы Владимир Гаврилович (в пылу спора) не сказал фразу, ставшую потом одной из строчек песни: “Это праздник со слезами на глазах”. Его стихи извлекли из ящика, решили-таки попробовать, а вдруг и выйдет хорошая песня. Вторым замечаниям к данному стихотворению было – необходимо и о тыле сказать. Через пару дней Владимир Харитонов звонит утром и радостно “Днём и ночью у мартеновских печей не смыкала наша отчизна очей”. А послушать в интернете новинки этого года можно на сайте https://imp3.me

Дальше поэтические строки требовали музыку. На роль композитора песни, посвященной Дню Победы мог претендовать лишь мэтр, на то время это Владимир Шаинский, Давид Тухманов. Но снова-таки волею судьбы, Владимир Шаинский, с которым у Харитонова был опыт успешной работы, не особо был впечатлён этими строками. Перст судьбы указал на Давида Тухманов, который практически полтора месяца писал музыку.

Но дальше участь сменила милость на гнев. В большинстве случаев все трудности у этой песни были связаны с 2-мя вещами. Во-первых, ломка устоявшихся консервативных правил: современные способы аранжировки, другой подход к тексту, отход от подчеркивания роли КПСС; второе, возраст. Потому что союз композиторов того времени собой представлял усредненный возраст за 45 лет, а молодой (по их меркам) Давид Тухманов и Владимир Харитонов были ещё малоопытны для песни Победы.

Какие только эпитеты не звучали в адрес этой песни: “эту цыганочку играть не буду”, заявил руководитель ансамбля А. Александрова; худ. совет придрался к строчке “Здравствуй мама, вернулись мы не все” — согласно их точке зрения эта строка откровенно указывала на людей, вернувшихся из мест не очень отдалённых. На песню был наложен негласный запрет и даже фирма “Мелодия”, куда они обратились как в последнее место, где песня могла бы быть выпущена, им указали на дверь.

Приговор? Либо же временное затруднение? Дальше ситуацию в собственные руки взяла супруга Давида Тухманов, поэтесса и артистка, Ольга Сашко, которая решила не смотря ни на что донести песню до слушателей. По существу, она была самым первым продюсером в советском союзе. В канун 30-летия Победы был объявлен конкурс на лучшую песню на данную тему и Ольга Сашко исполняет оную в последний день прослушиваний, однако мало того, что песня никакого места не заняла, она вызвала бурю негодований в обстановке маститых официальных композиторов и поэтов.

Ради справедливости, претензии к данной песне сводились по всем моментам – и музыке тоже. Музыка была слишком уж печальная, по мнению худ. совета российская традиция минорного марша (скажем, как “Прощание славянки”) – уж никак не имела возможности быть применена в песне, посвященной столь значимому событию. Эстрадная же аранжировка “ударила по ушам” высокой комиссии бас гитарами.

Эту песню преследовала определенная злобная ирония – кому ни показывали стихи – все принимали на УРА; при этом руководство же, сродни Арарату “ни сдавало и пяди земли”. Когда ситуация стала казаться безвыходной, решили пойти на хитрость и напролом. Ансамбль Александрова тайком пишет один дубль этой песни; Леонид Анатольевич Сметанников, снова-таки без высокого соизволения исполняет эту песню на “Голубом огоньке” 1975 года… однако по злой иронии, не находят они тех акцентов, которые бы достучались до публики.

Что было дальше? Наверное нынешнее поколение назвало бы это “сделать правильный промоушн”, подобрав хорошо узнаваемый бренд – Льва Лещенко, который хотя и исполнял патриотические и серьезные композиции, но делал это открыто, ведя эмоциональный разговор со слушателями. На концерте, посвященным Дню Милиции, стихи “День победы” показывают выпускающему редактору, который решительно говорит “Обязательно необходимо исполнить! этим необходимо завершать концерт!”. Однако это было опасно, ведь программа концерта была утверждена “сверху” и “шаг влево — шаг вправо”… Не реши они тогда пойти вопреки начальству, стала бы эта песня всенародно любимой? Кто знает, но группа заговорщиков решила — будь, что будет, Если что, скажем, что милицейское руководство настояло.

После выполнения Львом Лещенко песня стала хитом, за месяц до завершения зрительского голосования “Песни года-75?, писем на центральное ТВ пришло столько, что учащиеся нескольких находящихся рядом школ приходили помогать сортировать и демонтировать оные. Впервые, за историю “Песни года” таже самая песня два раза стала победителем этого конкурса (1975 и 1976 годы).

Послесловие.

Перечитывая ныне мемуары участников событий, которые связаны с этой песней, заметил одну тенденцию – любой хочет себе присвоить значительную часть пирога заслуг. Интересно, однако если бы участь в лицах худ. совета была более благосклонна к данной песне, стала бы она действительно хитом? Либо же продолжила бы поджимать полку в каком-нибудь архиве, прозвучав только несколько раз?

Ирония либо нет, но “цыганочку” ансамбль Александрова все же исполнил. Ныне считается эталонным исполнение “Дня Победы” Львом Лещенко в сопровождении собственно этого ансамбля.

Владимир Харитонов ушел на войну с самого первого её дня, а Давид Тухманов только появился на свет в это время. Поэт-фронтовик и молодой композитор написали столь идеальное произведение, хотя войну видел всего один из них.
 

от adminosam